По многочисленным данным, легкие и умеренные когнитивные нарушения могут быть излечимыми, модифицируемыми или обратимыми. Развитие деменции у людей с умеренными когнитивными нарушениями происходит далеко не во всех случаях. Главное — вовремя отреагировать.

Жалобы на ухудшение памяти, а также рассеянность довольно часто встречаются у пожилых людей. Однако к врачу с этими жалобами обращаются в среднем не раньше чем через два-три года после появления первых симптомов — и это еще в лучшем случае. Обычно обращение происходит уже на стадии, которую характеризуют как умеренную деменцию. Время, когда помощь человеку, у которого начались когнитивные нарушения, может быть наиболее эффективна, упущено.

Раннее выявление когнитивных нарушений признано Всемирной организацией здравоохранения одним из приоритетов в борьбе с распространением деменции. Своевременное выявление когнитивных нарушений позволяет начать наблюдение за человеком, у которого появились жалобы, и при необходимости назначить лечение. Сейчас в распоряжении врачей есть хорошо зарекомендовавшие себя скрининговые тесты, выполнение которых обычно занимает 10-15 минут. Одним из наиболее удобных и при этом надёжных инструментов ранней диагностики считается созданный учеными из университета Огайо (США) тест SAGE. Его чувствительность составляет 79%; это значит, что приблизительно в четырех случаях из пяти он позволяет выявить человека, у которого начались когнитивные нарушения. Важно также, что тест обладает специфичностью 95%, или, другими словами, вероятность, что при его использовании диагноз когнитивных нарушений будет поставлен здоровому человеку, не превышает 5%.

Важнейшее преимущество теста SAGE перед другими скрининговыми тестами состоит в том, что он может выполняться самостоятельно, без участия врача, в домашних условиях или в любом другом месте. Для этого не требуется специального оборудования — только ручка и бумага.

Эффективность теста была недавно подтверждена результатами долгосрочного исследования, которое показало, что у людей с умеренными когнитивными нарушениями, позже перешедшими в деменцию, и у людей с деменцией, вызванной болезнью Альцгеймера, резкие изменения в количестве набранных баллов в тесте SAGE произошли по крайней мере на 6 месяцев раньше, чем они были выявлены с помощью самого распространенного теста, используемого врачами, — краткой шкалы психического состояния (MMSE). MMSE больше рассчитан на выявление нарушений, которые появляются на продвинутых стадиях когнитивных расстройств, а SAGE более чувствителен к умеренным нарушениям.

Ученые выяснили, что если снижение результата при прохождении SAGE составляет 2–3 балла за 12–18 месяцев, это должно стать сигналом к дополнительным, более глубоким диагностическим мероприятиям или, если лечение уже ведется, к корректировке назначенного лечения. Согласитесь, что потрать 15 минут один раз в полтора года не сложно. Кстати, в отличие от многих других, этот тест создан в четырех взаимозаменяемых вариантах, что позволяет использовать его многократно без риска искажения результатов.

Вот один из вариантов теста SAGE, переведенный на русский язык.

Тест SAGE (вариант 4)

Способ выполнения: тест можно распечатать или просто сделать на чистом листе бумаги, читая задания на экране.

Условия проведения: у выполняющего не должно быть под рукой календаря и часов.

Задание 1. Назовите сегодняшнюю дату (по памяти, никуда не заглядывая!)

День ___________ Месяц _________________________ Год _________________

Задание 2. Назовите объекты, изображенные на рисунках. Запишите названия.

Ответьте на следующие вопросы:

Задание 3. Что общего между розой и тюльпаном?

________________________________________________________________________

Задание 4. Сколько полтинников в 3 рублях?

_______________________________________

Задание 5. Вы оплачиваете на кассе товар, который стоит 30 руб. 50 коп. Сколько сдачи вы получите, если дадите кассиру купюру достоинством 50 рублей? ___________________________________________________

Проверяем память. Следующее задание нужно выполните в самом конце теста, не раньше чем Вы закончите работу со всеми остальными заданиями.

Задание 6. В последней строке на последней странице теста напишите «Я закончил(а)».

Задание 7. Скопируйте рисунок:

Задание 8. Нарисуйте часы, ориентируясь на следующие указания:

  • Нарисуйте циферблат и разместите на нем цифры.
  • Расположите стрелки так, чтобы часы показывали без 10 минут 11 часов.
  • У длинной стрелки напишите букву «Д», а у короткой – «К».

Задание 9. Запишите названия 12 разных стран мира:

________________   ________________   ________________            ________________

________________   ________________   ________________             ________________

________________  ________________   ________________             ________________

Посмотрите на образец и переходите к заданию 10.

Задание 10. Соедините линией точки на рисунке, начав с цифры 1 и чередуя затем цифры и буквы. Завершите на букве Е (1 – А – 2 – Б и т.д.).

Посмотрите на образец и переходите к заданию 11.

  • На первом рисунке 6 квадратов.
  • Убираем одну линию, отмеченную на втором рисунке.
  • Получаем пять квадратов. (Лишних линий, не образующих фигуру, нет.)

11. Решите следующую задачу:

  • На первом рисунке четыре треугольника.
  • Уберите 2 линии (отметьте их на рисунке).
  • После удаления должно получиться 3 треугольника. (Лишних линий, не образующих фигуру, быть не должно.)

12. Вы всё выполнили?

______________________________________________________________

Правильные ответы и начисление баллов

Задание 1.

Правильный ответ: Проверьте себя по календарю.

Максимальное количество баллов: 4.
Подсчет баллов:

Дата: правильный ответ = 2 балла, приблизительный ответ (+/- 3 дня) = 1 балл, любой другой = 0 баллов.

Месяц: правильный ответ = 1 балл, неправильный ответ = 0 баллов.

Год: правильный ответ = 1 балл, неправильный ответ = 0 баллов.

Задание 2.

Правильные ответы: (1) НОСОРОГ, (2) АРФА. (Орфография не учитывается.

Максимальное количество баллов: 2

Подсчет баллов:

Каждый правильно названный предмет = 1 балл, неправильно названный предмет = 0 баллов.

Задание 3. Поиск общего между предметами

Правильный ответ: ЦВЕТЫ либо РАСТЕНИЯ. (Орфография не учитывается.)

Максимальное количество баллов: 2.

Подсчет баллов:

Назван абстрактный категориальный признак = 2 балла;
назван внешний физический признак = 1 балл;
любое другое = 0 баллов.

Задание 4.

Правильный ответ: 6

Максимальное количество баллов: 1.

Подсчет баллов:

Правильный ответ = 1 балл, неправильный ответ = 0 баллов.

Задание 5.

Правильный ответ: 19 руб. 50 коп.

Максимальное количество баллов: 1.

Подсчет баллов:

Правильный ответ = 1 балл, неправильный ответ = 0 баллов.

Задание 6.

Баллы насчитываются в задании 12.

Задание 7.

Максимальное количество баллов: 2.

Подсчет баллов:

Трехмерность фигуры передана, форма воспроизведена, линии размещены параллельно (отклонение не более 10 градусов) = 2 балла;
трехмерность передана, но форма не воспроизведена (линии не параллельны либо другие отклонения) = 1 балл;
другие варианты = 0 баллов.

Задание 8.

Максимальное количество баллов: 2.

Подсчет баллов:

Четыре оцениваемых компонента — это(1)  циферблат, (2) цифры (все 12 в правильном порядке и приблизительно на своих местах), (3) положение стрелок (соединяются в центре циферблата и показывают правильное время), (4) размер стрелок (одна длинная, другая короткая).

Все 4 компонента нарисованы правильно = 2 балла;
3 из 4 компонентов нарисованы правильно, в том числе (обязательно) положение стрелок на часах = 1 балл;
другие варианты = 0 баллов.

Задание 9.

Максимальное количество баллов: 2. (Орфография не учитывается.)

Подсчет баллов:

Названы 12 разных стран = 2 балла,
названы 10-11 стран = 1 балл,
названо меньше 10 стран = 0 баллов.

Задание 10.

Правильный ответ:

Максимальное количество баллов: 2.

Подсчет баллов:

Ошибка засчитывается всякий раз, когда соединяются два элемента, которые не должны быть соединены, или не соединяются два элемента, которые должны быть соединены. Самоисправления за ошибку не считаются.

Без ошибок (даже если с самоисправлениями) = 2 балла,
1 или 2 ошибки = 1 балл,
более 2 ошибок = 0 баллов.

Задание 11. Решение задачи

Правильный ответ:

(либо те же линии с противоположной стороны).

Максимальное количество баллов: 2.

Подсчет баллов:

Перечеркнуты правильные линии, нарисована правильная фигура = 2 балла; перечеркнуты правильные линии, правильная фигура не нарисована, ИЛИ  перечеркнуты правильные линии, но нарисована неправильная фигура, ИЛИ
линии не перечеркнуты, но нарисована правильная фигура  = 1 балл;
вс остальные варианты, включая тот, при котором линии перечеркнуты неправильно, но нарисована правильная фигура = 0 баллов.

Задание 12.

Правильный ответ: Я закончил(а).

Максимальное количество баллов: 2.

Подсчет баллов:

Фраза воспроизведена точно, без лишних слов: «Я закончил(а)».

Во фразе содержится слово с той же основой: «Да, я закончил(а)», «Всё закончено»… = 1 балл.

Другие варианты = 0 баллов.

Интерпретация результатов теста SAGE

Общее количество баллов за тест: от 0 до 22.

Количество баллов (Максимум = 22)

Интерпретация

17–22

Скорее всего, когнитивные функции в норме.

15–16

Скорее всего, у выполнявшего тест — умеренные когнитивные нарушения (проблемы с памятью или мышлением). Рекомендуется обращение к специалисту.

14 и ниже

Скорее всего, у выполнявшего тест — серьезные когнитивные нарушения. Рекомендуется обращение к врачу.

Источник информации о тесте:

Scharre D.W. et al. Self-administered Gerocognitive Examination (SAGE): A brief cognitive assessment instrument for Mild Cognitive Impairment (MCI) and early dementia. Alzheimer Dis Assoc Disord. 2010; 24: 64-71.